По славному городу Глазго нарезает круги белый фургон. За рулем сидит Скарлетт Йоханссон, внешним видом напоминающую проститутку. Она ищет одиноких мужчин. Они — ее пища.

Это очень незатейливое описание фильма “Under the Skin” 2013 года, снятое Джонатаном Глейзером по одноименному роману Мишеля Фейбера. История написанная и история снятая между собой не очень разнятся, обе повествуют о женщине, охотящейся на мужчин. Оба автора говорят нам лишь о том что эта женщина — инопланетянка и она не одна. У нее есть община (семья, паства, коллектив, стая) и она то ли кормит эту стаю то ли является частью их коллективного разума.

Объективно все это не имеет значения, потому что на протяжении фильма зритель так и не узнает ни как зовут эту девушку, ни причину её пребывания на Земле, ни приблизительный срок ее нахождения у нас на планете. Она не знакома с тем кого ест. Фильм очень стройно выстраивает цепочку ее отношений с представителями нашего вида, финал картины не вызывает никаких вопрос в плане трактовки — решив познать объект охоты охотник становится дичью.

Так уж получилось что это мой третий просмотр этого фильма, стоит сказать спасибо проходящей выставке EXPO. Сеанс был на английском языке, все музыкальное сопровождение было сыграно вживую Лондонским Современным Оркестром (не смог удержаться). В ходе этого катарсического опыта я открыл для себя фильм с другой стороны.

Отбросив необходимость вслушиваться в скупые реплики начинаешь обращать больше внимания на создаваемую картину. Банальная трактовка о дичи и охотнике сменяется критическим высказыванием об уродстве поколения. Сцены жуткого и максимально безэмоционального потребления мужских особей становится феминистским высказыванием о деформации понятия женской роли в сексе. Финал становится жестоким высказыванием о посеявшем ветер.

Все это сопровождается отличным визуальным рядом — камера выхватывает пробирающие до мурашек детали шотландского ландшафта и нагоняет сильное ощущение тревоги. Некоторые сцены, вроде открывающих титров или моментов с наложением друг на друга кадров, буквально обрушивают на зрителя шквал ледяной паранойи. Вхождению в депрессию способствует тот самый музыкальный ряд, который в моем случае был живым инструменталом — ноющие одну и ту же мелодию смычковые и бубнящие ударные добивают неподготовленного к такому опыту зрителя.

Фильм-эмбиент, прекрасное высказывание на тему современного человека. Не удивлюсь если некоторые сцены были сняты под впечатлением от работ Стэнли Кубрика, в каждом втором кадре виднеется рука одного из лучших визионеров кинематографа.

Также читайте